Представляем материал опубликованный в журнале Game.EXE №05 (118) 2005 и выполненный в виде пьессы:

А в т о р. У кромки моря, где прибой / Ласкает гальки бок... Стоп, эта пьеса — в прозе!

На плоском камне, разделенные монитором, сидят Морж и Плотник.

М о р ж. Недолго бедовало прогрессивное игросообщество, в тоске и печали сокрушавшееся по нехватке Авторских Игр. Навязшие в зубах разговоры о том, что, де, все современные игры — клоны удачных находок «периода первоначального накопления», отныне лишь сотрясение воздуха. Пусть утешится и не грозит своим дизайнерским кулачищем в адрес магнатов преподобный Грег Костикян. Все в порядке, посмеемся над маловерами!

П л о т н и к. О чем это ты?

М о р ж. Ни о чем ином, как об игре Darwinia (www.darwinia.co.uk/), решительном прорыве аглицкой Introspective Software (www.introversion.co.uk/), сломавшей незыблемый частокол устоявшихся жанров.

П л о т н и к. С чего столько пафоса в адрес поделки?

Морж театрально прикрывает глаза ластом. Всем видно, что он подсматривает. Из моря, бочком, выползает устрица и прислушивается к беседе.

М о р ж. Поделки?! Косный, зашоренный строительный пролетарий! Впервые за долгие годы мы имеем дело с игрой, в которой соединились глубокий гуманистический смысл, оригинальнейший сюжет, удивительный по своей чувственности и продуманности дизайн...

П л о т н и к. С этого места поподробнее, пожалуйста.

М о р ж. Да пожалуйста. Дизайн Darwinia — это что-то особенное! Помнишь игру Tron?

Game.EXE №05 (118) 2005

П л о т н и к. Сразу же прерву тебя, чувственное скоропалительное ластоногое. Это невежливо, но иначе ты предашься непозволительным аналогиям. Tron — это эстетика семидесятых. Это ушедшая эпоха, потешная, но прекрасная. Это рассвет, энергия прорыва в новый кибернетический мир, виртуальная реальность на фундаменте тридцатитонных шкафов по имени Marc II. А картинка в Darwinia...

М о р ж. Я все-таки верну слово себе. В Darwinia не картинка. Никак нет, сэр! Там визуализирован сон. Корабль мечты под парусами зари. Все плывет, радужно переливается, воздух... Понимаешь, воздух иного мира!

П л о т н и к. Если кому и снятся такие сны, то только операторам этих самых Marc II. А по мне — так это сплошь пейзажи из Comanche: Maximum Overkill бородатого года, да еще и с ободранными текстурами. И под музыку, сделавшую бы честь любому РС-спикеру. Конечно, до выхода Wolfenstein 3D, когда умные люди показали, какой саунд можно выжать из жестяной пищалки.

М о р ж. Слова буржуа, мысли глазуноволюбца! Это минимализм! Причем минимализм сознательный, продуманный, уместный. Игра-то ведь по большому счету стратегическая, а кому нужна графика в RTS?

П л о т н и к. Ты лучше скажи, зачем «Дарвинии» 9-й DirectX? В глаза мне смотри! Для отображения каких красот? Плавающих в 256-цветном киселе белых буковок? Или ползающих красных треугольничков?

М о р ж. Минимализм, друг мой, не синоним примитиву. Ты обратил внимание, как гладко все работает? Как хороша плавающая камера, как легко передвигаться в трех измерениях, паря над горами и морем?

П л о т н и к. Все так. Но чего бы ей, этой камере, не плавать ровно и гладко, если показывать ничего не нужно? Одни треугольники, а в них...

Косится на толпящихся у его ног юных устриц.

... а в них пустота.
М о р ж. Я вижу, мне не пробить твою узколобость. Отрешись от графики, восприми этот волшебный мир! Странный, населенный чудными стикменами. Посмотри, как ветер носит их призрачные фигурки, похожие на бумажных птичек из миядзаковских «Унесенных призраками». У них есть мифология, трогательно-щемящие похоронные ритуалы, теология, основанная на поклонении их создателю, доктору Sepulveda.

П л о т н и к. Что-то я ничего такого не заметил. Кто это тебе понарассказал?

Game.EXE №05 (118) 2005

М о р ж. Лично Автор, Крис Дилей. А знаешь ли ты, что, согласно опросу одного британского журнала, Darwinia заняла второе место в сердцах и душах игроков, поправ таких титанов, как World of WarCraft, Halo 2, Quake 4... и уступив лишь GTA: San Andreas? Вот, цитирую: «...и это прекрасно. Этот виртуальный мир полон индивидуальных деталей, от облаков потерянных душ дарвинианцев, которые парят над полями сражений, до интригующей логики уровней...», «Это почти искусство; по словам самой Introversion, цифровой мир мечты».

П л о т н и к. А я так скажу: они там зажрались. Или пишут в расчете на поколение, не заставшее CGA-мониторов. А я вот помню, когда все игры были такими же визуально убогими. И лично мне пока не надоело вкушать сочные радости хорошей графики.

М о р ж. Ох... ладно, оставим это. Но согласись, что, в отличие от большинства современных побрякушек, Darwinia — это свежая струя, в скучном, как сургуч, игровом потоке. Неожиданная, совершенно новая концепция игрового мира. Не какие-то приевшиеся империи, бодающиеся не пойми за что. Не драчка космонавтов с гуманоидами... А борьба с инфекцией, уничтожающей плоды многолетнего труда крайне симпатичного генного инженера с бородкой от интеллигентности и залысинами от раздумий. И борьба эта ведется по всем законам генной инженерии.

П л о т н и к. Уж на что я человек от науки далекий, но ты-то вообще ластоногое. Все сходство — в непрямом влиянии на объект. Ты можешь не возиться с каждым геном в отдельности, а иметь дело только с геном-регулятором, который запускает процессы, влияющие на другие гены. Нужно видоизменить белок — ты не трогаешь каждую его молекулу отдельно, а действуешь только на ДНК или РНК. Меняешь последовательность нуклеотидов — и баста!

М о р ж. Что это ты в дебри полез? Какие нуклеотиды? Там человечки зеленые и злые ползучки, из которых, если их подстрелить, вываливаются штучки — сырье для инкубатора, источник новых человечков. А еще большие пауки и стреляющие макаронами роботики...

П л о т н и к. Потому что генетики тоже люди. Они не могут все время представлять себе абстрактные пептиды и разные там аллели. Они живут с этим и подсознательно переводят невидимое в представимое. И это нормально, когда оно там, в голове у ученого. А смотреть на это со стороны равносильно посещению выставки творчества душевнобольных. Скучно и немножко стыдно... Кстати, отсюда же растут ноги твоего хваленого минимализма. Если картинка в Darwinia на что и похожа, то только на интерфейс служебных исследовательских программ. Вот там, да, графические разносолы ни к чему, чай не в игрушки люди играют...

Game.EXE №05 (118) 2005

Пока плотник, горячась, говорит, Морж окидывает взглядом стройные ряды устриц и незаметно достает солонку.

М о р ж. Но ведь сколько инноваций! Как необычен геймплей! Согласись, создание юнитов буквально мановением руки, — гениальная находка: хочешь солдата — вычерти светящийся треугольник, хочешь инженера — букву «П».

П л о т н и к. Согласен, оригинально. Здорово, неожиданно. Приятно, что юниты создаются мгновенно, особенно когда научишься рисовать правильные треугольники. Но вот то, что нельзя запросто переключиться с одного на другого, возмутительно.

М о р ж. Что, так трудно нажать «пробел»? Да освоиться с управлением в Darwinia проще, чем выучиться шнуровать башмаки!

П л о т н и к. Ты всерьез спрашиваешь? Трудно ли сделать лишний клик во время боя в реальном времени? Нет, не трудно. Иногда — просто невозможно. А то, что юниты склонны разбегаться по своим делам, а найти эту желтую букашку на желтом фоне — задача не для слабых духом, это как?

М о р ж. Это так. Хорошо, что их может быть только три.

П л о т н и к. ...и узнать о местоположении заблудившегося нельзя. Даже миникарты нет.

Game.EXE №05 (118) 2005

М о р ж. Пустяки! Зато в Darwinia заложен изрядный гуманистический заряд. Ты не завоевываешь чужие страны, не убиваешь людей и прочих разумных. Ты лечишь болезнь и спасаешь беззащитных.

П л о т н и к. Только выглядит это самое спасение, как симулятор работы свинопаса. Ну, на худой конец, шотландской овчарки.

М о р ж. Гадко! Низко и неблагородно говорить так об игре, которая по-настоящему необычна и представляет огромный интерес для...

П л о т н и к. ...коллекционеров нежизнеспособных редкостей!

Оба оборачиваются на хруст гальки. Не церемонясь с внимающими моллюсками, к спорщикам подходит маленькая блондинка с большой головой.

Б л о н д и н к а. Хай, я Алиса Лиддел-джуниор, что это у вас за игрушка, мальчики?

М о р ж. Да хоть Алиса Селезнева! Проходи, девочка, здесь миелофонами не торгуют.

Волосы блондинки наливаются чернотой воронова крыла, из-под кружевного фартучка появляется зазубренный тесак. Девочка, не сводя глаз с Моржа и Плотника, вскрывает тесаком устрицу и с шумом всасывает содержимое.

П л о т н и к. Спокойно, леди, останемся в рамках...

Не обращая на него внимания, девочка подходит к монитору и берется за мышку. Морж и Плотник с изрядной опаской ждут, что будет дальше. Устрицы в ступоре.

А л и с а. В рамках? Угу. А где рамка-то? Где, вашу мать, зеленая резиновая рамка?!

М о р ж. Ну, вы же понимаете, это смелый скачок... стереотипы отринуты... кипящее море внутреннего космоса...

П л о т н и к. Вот и я говорю, зачем городить...

А л и с а. Цыц, оба! Сама разберусь.

Морж и Плотник на цыпочках уходят.